На экраны вышел фильм «Сплит». Его герой страдает психическим расстройством, из-за которого его телом попеременно владеют 24 отдельных личности. Виновен ли он в преступлениях, которые совершает одна из них? Сорок лет назад такой же вопрос обсуждался в настоящем суде. И подсудимый Билли Миллиган был оправдан.
В октябре 1977 года неподалеку от Университета Огайо в городе Колумбус (США) был арестован 23-летний Уильям Миллиган. Его подозревали в трех случаях изнасилований, произошедших на территории кампуса в течение двух недель. Обстоятельства были очень похожи: преступник подкарауливал женщин недалеко от кампуса, под дулом пистолета уводил в безлюдную местность, насиловал, а после заставлял идти к банкомату и снимать деньги.
Во время обыска в квартире Миллигана нашли пистолет, наручники, украденную кредитную карту и одежду. Сомнений в том, что именно он стоит за изнасилованиями, не оставалось. Однако полицейские усомнились во вменяемости задержанного.
Беседы с психологом показали, что у него «нет ясного представления о том, в чем его обвиняют. Кроме того, он не способен взаимодействовать с адвокатом для собственной защиты». В газеты попала фраза, которую Миллиган произнес в ответ на один из вопросов: «Билли спит. Я Дэвид».
От «Психо» до «Сплита»: фильмы о расщеплении личности
Тело напрокат
Суд состоялся через несколько месяцев. Помимо изнасилований, Миллигана также обвиняли в трех ограблениях. По каждому из пунктов ему грозило от 4 до 25 лет тюрьмы. Окружной прокурор сам выбрал обвинителей, проинструктировав их, чтобы они добивались максимально жесткого наказания. Защита не отрицала: подсудимый действительно грабил и насиловал женщин. Но это только внешняя сторона дела.
Суть же в том, что во время совершения преступлений настоящий Миллиган находился в бессознательном состоянии. Он пребывал «во сне» в течение последних семи лет. Преступления же совершали те, кто «владел его телом». В частности, в изнасилованиях виновна «Адалана» – молодая лесбиянка, которая таким образом пыталась удовлетворить свою похоть. Но были и другие: утонченный англичанин Артур, воинственный югослав Рейджен, мошенник Аллен…
Вердикт суда был неожиданным, а заключение врачей – интригующим
Адвокаты требовали признать Миллигана невменяемым на основании заключения, которое составила комиссия психиатров. По их версии, у молодого человека был редкий диагноз – «множественная личность» – и он сам был жертвой своей собственной болезни и нуждался в помощи. Суд прислушался к этим доводам: Миллиган был освобожден от уголовного преследования и направлен на принудительное лечение «до тех пор, пока не выздоровеет».
Вердикт суда был настолько неожиданным, а заключение врачей – столь интригующим, что любопытство публики пересилило желание возмездия. Впрочем, с решением судьи согласились не все. Родственник одной из жертв назвал заявления защиты «чепухой». «Они делают из этого парня народного героя», – возмущался он. Среди врачей тоже нашлись те, кто усомнился в правдивости этой истории.
Скептики подают голос
«Множественная личность – это просто фигура речи. Это не что иное, как фальшивка, – считает Томас Зац, профессор психиатрии Нью-Йоркского университета, на его счету больше десятка книг. – Сколько личностей было у Лоуренса Оливье или у Элизабет Тейлор? Все мы играем какие-то роли. Но личность у нас только одна».
Другой критик – доктор Херви Клекли, соавтор книги «Три лица Евы», которая популяризировала феномен множественной личности. По его мнению, велика опасность, что психиатрический термин «станут толковать искаженно» – как реальное сосуществование в одном теле нескольких личностей, а не как расщепление одной личности на несколько фрагментов, «чем это состояние на самом деле и является».
Подарок для журналистов
С самого начала суда к процессу было приковано внимание прессы. Именно пресса во многом была ответственна за создание образа человека-загадки. Чтобы подогреть сенсационность, авторы статей заявляли, например, что IQ Миллигана был на уровне гения – 150, тогда как из письменных отчетов психиатров следовало, что даже у умнейшей из «личностей» Миллигана этот показатель не превышал 129.
В статьях ведущих изданий утверждалось, что приемный отец Миллигана Чалмер насиловал и унижал его, когда тот был ребенком. Факты издевательств подтвердили на суде мать Миллигана, его старший брат и сестра. Последняя во время интервью с репортерами еле сдерживала эмоции и, вспоминая те годы, называла их «ужасными». Чалмер Миллиган, который жил в Ланкастере, отверг все обвинения. «Они просто лжецы. У меня не было времени на то, чтобы все это делать», – заявил он.
В пережитом в детстве насилии психиатры усмотрели ключ к поздним поведенческим изменениям. Именно с этого, якобы, и началось появление «побочных» личностей. Правда, в описании подробностей они зачастую опирались только на слова самого Билли. А все оговорки и предположения, перекочевав из экспертных заключений на страницы газет, становились безусловными фактами.
Внутренние защитники
Расстройство множественной личности, по представлениям психиатров, возникает как сильнейшая защитная реакция психики в ответ на травмирующее событие. В случае Билли Миллигана врачи предположили, что его неспособность пережить насилие со стороны отца привела к возникновению девяти дополнительных личностей – семи мужских и двух женских, в возрасте от трех до 22 лет.
Психиатр Корнелия Уилбур вспоминает, что побочные «личности» Билли опасались, что он совершит самоубийство, и поэтому отстранили его от контроля над телом. Их приходилось буквально убеждать в необходимости «разбудить» его.
«У него были разные акценты, он по-разному сидел на стуле», – вспоминал один из полицейских
Уилбур рассказывала, что, когда это наконец случилось, «Билли оглядел комнату. Я никогда не видела, чтобы человек выглядел таким испуганным». Полицейские, которые имели дело с Миллиганом, поражались тому, как резко происходили у него переходы между манерой говорить и держаться, жестами. «У него были разные акценты, он по-разному сидел на стуле», – сказал один из них.
По словам Уилбур, в случаях расщепления личности «всегда присутствует амнезия». Если до терапии «ядро» – оригинальная часть личности – помнит о том, что делали другие его части, или хотя бы подозревает об их присутствии, тогда есть шансы на успех терапии.
Множественность или имитация?
Однако все эти свидетельства не убеждают скептиков. Зац настаивает, что проявление десятков «личностей» на самом деле является реакцией пациента на стиль терапевтической работы: «Она (психолог, осматривавший Миллигана) не «нашла» эти личности, а сама выдумала и внушила ему их».
В пользу этой мысли говорит и то, что в процессе лечения количество «личностей» в теле Билли Миллигана увеличилось до 24. Все они «выходили» на беседы попеременно, причем некоторые знали друг о друге.
Ожидания терапевта могут вызвать неосознаваемый отклик у пациента, спровоцировав создание новых личностей
Эммануэль Берман из Университета Ешивы, написавший докторскую диссертацию о множественной личности, соглашается с тем, что иногда «сами аналитики ненамеренно влияют на проявления феномена, которые наблюдают. Ожидания терапевта могут вызвать неосознаваемый отклик у пациента, спровоцировав создание новых личностей». Чаще всего это происходит с личностями, относящимися к истерическому типу. «Они ведут себя как дети, – говорит Клекли. – Они обращают внимание на все, что может привлечь к ним внимание, и усиливают это».
Клекли за несколько лет получил множество писем от осужденных, в которых они утверждали, что страдают синдромом множественной личности. Во многих случаях, по его словам, отличить истинные расстройства от симуляции и фантазий крайне трудно. В случае настоящего диагноза речь идет обычно о двух или трех «осколках» личности. Пять, десять и даже пятьдесят личностей – повод отнестись к заявлениям со скепсисом.
Вариант нормы
Еще один вопрос, который возник у специалистов, – означает ли сам по себе диагноз «множественная личность», что его обладатель не может отвечать за свои поступки? Уилбур отмечала, что это состояние скорее стоит относить к категории неврозов, а не психозов (при которых психическое состояние считается в большей степени нарушенным). В своей книге «Сивилла» она приводит свои слова, сказанные пациентке: «Природа вашего состояния относится не к шизофрении, а к диссоциации. Не называйте себя сумасшедшей, вы в здравом уме». «Что касается ответственности и понятия «здравый ум», то оно относится к юридической практике, а не к медицинской», – уточняет Уилбур.
В учебник по психанализу Нэнси МакВильямс, опубликованный в 1994 году, диссоциативная личность была включена уже как один из типов личностной структуры. Это означало признание того, что периодическое переключение между личностными состояниями для некоторых людей – естественная реакция на стрессы и страдания.
По мнению МакВильямс, речь идет скорее об опыте различных «Я», чем о действительном «сосуществовании» в одном теле нескольких полноценных личностей. Но в ситуации психоза пациентам действительно может казаться, что контроль над их телом захватывают десятки отдельных «жильцов», наделенных отдельным характером и чертами биографии.
Признание «множественной личности» особенностью, а не болезнью может открыть дорогу к пониманию таких людей
В 1988 году, после десяти лет лечения, эксперты сошлись во мнении, что личности Миллигана слились в одну. Три года спустя он был освобожден из-под надзора, а затем пропал из виду общественности. В 2014 году он умер в возрасте 59 лет. Больше в полицию он не попадал. Трудно сказать, какой могла быть его жизнь, если бы обстоятельства сложились иначе: если бы он вовремя получил терапевтическую помощь или, напротив, был признан судом вменяемым.
«Многие диссоциативные люди психотического уровня находятся в тюрьмах, а не в больницах для душевнобольных», – пишет Нэнси МакВильямс. С другой стороны, попытки лечения диссоциативных людей в прошлом нередко приводили к еще большей травматизации из-за неправильного диагноза, больших доз транквилизаторов и электрошока.
Возможно, признание «множественной личности» особенностью, а не болезнью откроет дорогу к более полному пониманию таких людей. И случай Билли Миллигана – один из важных шагов в этом направлении.
Источник: Columbusmonthly.com
Изнутри болезни: как живут с психическим
расстройством?
Мы с легкостью оперируем словами «шизофрения», «депрессия», «анорексия». Но как представить себе, что испытывают люди с подобными диагнозами, чтобы лучше их понимать?
«Привет, меня зовут Маша и я алкоголик»
Эти семь слов – самые трудные, самые страшные. От осознания проблемы до произнесения этих слов вслух 34-летнюю Машу отделяли семь долгих лет. Она согласилась поделиться с нами своей историей.